ЛИТЕРАТУРА

Александр Архангельский

Александр Архангельский

Архангельский — главная фигура культурной журналистики в России. Здорово, что именно такому человеку доверили написать новые школьные учебники по литературе. У нас Александр Архангельский ведет курс «Школа свободного чтения».
Он много размышлял над вопросом, как обсуждать классику с современными детьми, и придумал интересную методику. Например, на занятиях малыши рассматривают фольклор как матрешку, в которой спрятаны загадки, сказки и поговорки. А старшеклассники переносят средневековые сюжеты в наше время и представляют, что герои могли бы делать сейчас.

ЛИТЕРАТУРА
Выбрать возраст
10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет
ПРИМЕНИТЬ
ЛИТЕРАТУРА с Александром Архангельским
рекомендуем для детей 10 - 12 лет

"Школа свободного чтения (5 класс). Часть 3"

Урок 1. Священные книги человечества
Урок 2. Пушкин, Ветхий Завет, Евангелие и Коран
Урок 3. От «Снежной королевы» до «Хроник Нарнии»: тайны сказочных сюжетов
Урок 4. Игрушки — литературные персонажи

Урок 1. Священные книги человечества
Какие книги мы называем священными и за что им такая честь? У всех ли народов есть священные книги? Чем они отличаются от фольклора и художественной литературы? А мифы в священных книгах есть? А если есть, то почему это не мифология? Много запутанных вопросов, но мы их распутаем.

Урок 2. Пушкин, Ветхий Завет, Евангелие и Коран
Что дали Пушкину Ветхий Завет, Евангелие и Коран? А что Пушкин дал священным книгам? И вообще: как художественная литература обращается со священными текстами и как ухитряется соединить полную свободу с полным уважением? Ну, и вспомним о ритме, метре, рифме, стихотворном размере, звукописи и прочих теоретических (но на самом деле очень интересных) штуках.

Урок 3. От «Снежной королевы» до «Хроник Нарнии»: тайны сказочных сюжетов
Как священные книги прячутся в авторских сказках? Самое неожиданное место, в котором можно искать следы спрятавшейся священной книги — это сюжет сказки. Трудно представить Бога или Его Пророка, или Апостола, или Будду, или вождя богоизбранного народа в роли сказочного персонажа. Но на самом деле сказки очень часто вбирают в себя мотивы, темы, идеи, притчи и даже образы священных книг. Как это происходит? Узнаем.

Урок 4. Игрушки — литературные персонажи
В каких важных для нас книгах герои (и дети, и взрослые) играют в игрушки? И эти игрушки становятся персонажами, или с ними связаны тайны, или они становятся частью сюжета? И почему игра — дело очень серьезное?

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Александром Архангельским
рекомендуем для детей 10 - 12 лет

"Школа свободного чтения (5 класс). Часть 2"

Урок 1. Колыбельные — или как читать стихи?
Урок 2. Загадка по дороге в сказку: от малых жанров фольклора к большим
Урок 3. Чему учит басня — и как быть, если она не учит ничему?

Урок 1. Колыбельные — или как читать стихи?
Мы уже много знаем. Что такое миф, что такое фольклор, какие жанры фольклора считают «малыми», а какие и почему — «большими». И знаем, что фольклорные жанры живут и в детских играх, и во взрослых стихах. Колыбельные в фольклоре, поэзии, мультфильмах. Какие бывают стихотворные размеры и для чего нам это знать. Что такое стопа в стихах и куда она ступает? Двусложные размеры.

Урок 2. Загадка по дороге в сказку: от малых жанров фольклора к большим
На что похожи фольклорные жанры? На матрёшку. Скороговорка прячется в пословице, пословица в поговорке, поговорка в загадке, а уж загадка впрыгивает в сказку, и живет себе на сказочном просторе. А сказка куда прячется? Узнаем об этом во время урока. И поотгадываем разные загадки. А может, сами сочиним.

Урок 3. Чему учит басня — и как быть, если она не учит ничему?
Все знают, что такое басня. Забавная история, в которой под видом животных (вспоминаем слово «аллегория»!) изображаются человеческие недостатки, а в конце предлагается вывод, «мораль»: что нужно сделать, чтобы их преодолеть. Что-то вроде записи в дневнике: ворона каркала во все воронье горло, вызвать вороньих родителей. А как быть, если мораль — не на месте? И учит не совсем тому, чем должна? Почитаем перевернутую басню Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица» и попробуем разгадать ее загадку. Тем более, что о загадках много говорили.

подробнее
1 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Александром Архангельским
рекомендуем для детей 10 - 12 лет

"Школа свободного чтения (5 класс). Часть 1"

Урок 1. Детство человечества: от игрушки до мифа
Урок 2. Боги, герои и люди. Древнегреческая мифология. Олимпийцы и мы
Урок 3. Сотворение мира: как люди искали начало начал
Урок 4. Игра по вечным правилам. Фольклор и мы
Урок 5. Скороговорка, дразнилка, пословица: звук, ритм и смысл

Урок 1. Детство человечества: от игрушки до мифа
Что такое литература и когда она появилась? И что же было до нее?
Как люди начали придумывать истории, рассказывать, писать и что из этого вышло. Поговорим о том, как и почему рождались мифы, как из мифов вырастал фольклор, а из фольклора — привычная нам литература. Как менялись способы письма от глиняных табличек до компьютера — и вместе с ними изменялось человечество.

Урок 2. Боги, герои и люди. Древнегреческая мифология. Олимпийцы и мы
Почему древние греки (и не менее древние римляне) стали главными на свете мифотворцами. Почему их мифы забывались, возвращались, снова забывались. И почему они так волновали русских поэтов.

Урок 3. Сотворение мира: как люди искали начало начал
Что такое сюжет? И почему одни и те же сюжеты повторяются в разных мифологиях? Как видели в древности начало мира и что думали о его конце? Как это повлияло на фольклор и литературу?

Урок 4. Игра по вечным правилам. Фольклор и мы
«Устное народное творчество» — звучит старомодно. А на самом деле, мы по-прежнему живем внутри фольклора, рассказываем страшные истории, соревнуемся в скороговорках, загадываем загадки, слушаем колыбельные. А что же такое — фольклор? Какие (внимание, новое слово!) фольклорные жанры мы знаем? Как используем в играх?

Урок 5. Скороговорка, дразнилка, пословица: звук, ритм и смысл
Разберемся, как устроены малые жанры фольклора, а с их помощью поймем, что такое звукопись. Узнаем трудные (но интересные) слова «аллитерация», «ассонанс». Сочиним поговорку, отличим ее от пословицы — и немного подразним друг друга.

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Александром Архангельским
рекомендуем для детей 11 - 13 лет

"Школа свободного чтения (6 класс). Часть 3"

Урок 1. Рыцарь, но скупой
Урок 2. Герой и сюжет
Урок 3. Муму и Бульба
Урок 4. Подростки — герои литературы

Урок 1. Рыцарь, но скупой
Скупой, но рыцарь. Благородный, но разбойник. Разбойник, но благородный. Что общего между такими разными героями Пушкина, как Скупой рыцарь и Дубровский? Какие эпохи их породили? На кого оглядывался Пушкин, когда придумывал своих героев? Прочитаем пушкинские произведения и вместе подумаем.

Урок 2. Герой и сюжет
От новеллы Проспера Мериме «Маттео Фальконе» до рассказов Виктора Драгунского. Что такое новелла? Чем отличается от простого рассказа? Почему нам нравятся неожиданные повороты сюжета? А как мы понимаем сюжет? И что прячется под непонятным словом «фабула»?

Урок 3. Муму и Бульба
Герои рассказа Тургенева «Муму» — то беспомощные, то бесчеловечные. Герои «Песни про царя Ивана Васильевича» Лермонтова — то сердечные, то беспощадные. Герои «Тараса Бульбы» Гоголя — то дружелюбные, то кровожадные. А зачем писатели рассказывают о таких героях? Попробуем понять вместе с Александром Архангельским.

Урок 4. Подростки — герои литературы
От Уильяма Голдинга до Марии Парр, Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского. Бывают книги о подростках, которые подростки сами не читают; эти книги специально написаны для родителей, дедушек и бабушек. Бывают книги про подростков, которые написаны специально для них, но этих книг не читают родители, дедушки и бабушки. А бывают книги о подростках, которые читают и старшие, и младшие. Почему? Попробуем разобраться.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Александром Архангельским
рекомендуем для детей 11 - 13 лет

"Школа свободного чтения (6 класс). Часть 2"

Урок 1. Робин Гуд, Лорд Рональд и странные зияния
Урок 2. Литературная баллада и её герои
Урок 3. Герои «Дон Кихота»: смешные, ничтожные, великие

Урок 1. Робин Гуд, Лорд Рональд и странные зияния
Герои народных средневековых баллад: что в них особенно героического? Что такое баллада и откуда в ней взялись какие-то «зияния»? Что сквозь эти «зияния» можно разглядеть? Как бы древние сюжеты зазвучали в нашей современности?

Урок 2. Литературная баллада и её герои
Понятие одно, баллады разные: чем литературная баллада отличается от народной, а в чем с ней совпадает. Таинственное, страшное, прекрасное, ужасное: мир баллад Фридриха Шиллера, Иоганна Вольфганга Гете, Василия Андреевича Жуковского, Николая Гумилева. А под конец урока — сладкий и опасный «Вересковый мёд».

Урок 3. Герои «Дон Кихота»: смешные, ничтожные, великие
Как Сервантес сочинял одну книгу, а получилась другая. Имеем ли мы право НЕ смеяться над наивным Дон Кихотом? Рыцарский роман с двойной начинкой. Что такое пародия и как попробовать их сочинять самостоятельно?

подробнее
1 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Александром Архангельским
рекомендуем для детей 11 - 13 лет

"Школа свободного чтения (6 класс). Часть 1"

Урок 1. От Геракла до Бэтмена: герои в жизни и герои в культуре
Урок 2. Герои былин: как они связаны с нами?
Урок 3. Диалоги времен: былины, летописи и пушкинская «Песнь о вещем Олеге»
Урок 4. Рыцари — герои литературы
Урок 5. Герои — победители драконов

Урок 1. От Геракла до Бэтмена: герои в жизни и герои в культуре
Подвиги Геракла, героизм Ахилла, битва Карлсона с Фрекен Бок и свершения Бэтмена — такие разные поступки, о них так по-разному рассказано, но что-то между ними есть общее. Что именно? И как это повлияло на художественную литературу, а через нее — на нас с вами?

Урок 2. Герои былин: как они связаны с нами?
Кто такие герои былин? Есть ли свои былины у других народов? Баллада: это так неожиданно! Баллада Алексея Толстого «Илья Муромец»: можно ли о богатырях говорить с насмешкой? Стихотворение Олега Григорьева «Былина»: можно ли о школьниках писать как о богатырях? Добрыня Никитич и Рэмбо. 

Урок 3. Диалоги времен: былины, летописи и пушкинская «Песнь о вещем Олеге»
Один из главных героев русской литературы — вещий Олег. А что такого героического в том, чтобы погибнуть от укуса змеи? Что делает его героем (и в каком смысле)? Вспоминаем, что такое стихотворные размеры, думаем, почему Пушкин выбрал именно такой (какой, кстати?) размер для своей баллады. Ну и что такое баллада, тоже начнем разговор, а на следующем уроке продолжим.

Урок 4. Рыцари — герои литературы
Поговорим о рыцарях Круглого стола, расскажем о короле Артуре, продолжим разговор о жанре баллады, осторожно поставим вопрос: а что же такое роман? И зачем нам в этом разбираться?

Урок 5. Герои — победители драконов
Святой Георгий, победитель Змея —  и рыцарь Ланцелот в пьесе Евгения Шварца «Дракон». Что между ними общего, а в чем они полностью противоположны? Почему писателей и читателей разных веков волнует тема битвы с драконами?

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Александром Архангельским
рекомендуем для детей 13 - 15 лет

"Школа свободного чтения (7-8-е классы). Часть 3"

Урок 1. Как поэты возвращаются домой
Урок 2. Как прозаики впадают в детство
Урок 3. Пушкин и пути свободы
Урок 4. Откуда прибыл Чацкий и куда уехал Хлестаков

Урок 1. Как поэты возвращаются домой
Одна из главных тем литературных странствий — путь к себе. А другая главная тема — возвращение домой. И реальное, как в поэме Гомера «Одиссея», и воображаемое, как в стихотворении Цветаевой «Тоска по родине…», и метафорическое, как стихах Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». И всегда это путь. И надежда на встречу.

Урок 2. Как прозаики впадают в детство
Часто лучшие книги «детских» писателей рассказывают об их детстве. Иногда так и называются: «Детство» Льва Толстого, «Детство» Максима Горького. И у современных писателей такое не редкость: прочитаем на фоне Толстого и Горького отрывки из книг Татьяны Толстой и Александра Чудакова; сравним, кто нам окажется ближе. И поговорим о мемуарной литературе — потому что каждому, в том числе и подростку, есть что в этой жизни вспомнить!

Урок 3. Пушкин и пути свободы
Пушкин писал о свободе много, охотно — и очень по-разному. Почему в одном случае свобода для него — это революционный порыв, в другом трудный выбор, в третьем повод для грустных размышлений, а в третьем — надежда на далекое будущее? Так любил ли Пушкин свободу?

Урок 4. Откуда прибыл Чацкий и куда уехал Хлестаков
Комедия — веселый жанр. Смех помогает побеждать пороки, прославляет истинных героев, наказывает зло. Но когда мы читаем и смотрим лучшие русские комедии, нас что-то в них смущает. Мы вдруг замечаем, что смех побеждает в них далеко не всегда. И сквозь него слишком отчетливо слышен грустный голос автора. Почему русская комедия всегда смешная и не всегда веселая?

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Александром Архангельским
рекомендуем для детей 13 - 15 лет

"Школа свободного чтения (7-8-е классы). Часть 2"

Урок 1. Путешествия Робинзона Крузо
Урок 2. Путешествие как приключение
Урок 3. Роман-путешествие

Урок 1. Путешествия Робинзона Крузо
Эпоха великих открытий. Герои-неудачники, которые становятся супергероями. Герои-дикари, которые тянутся к знанию. Почему Даниэль Дэфо написал так много книг, а мы читаем всего лишь одну? Теория литературы: что такое роман и чем он отличается от повести?

Урок 2. Путешествие как приключение
Как Свифт ухитрялся сочетать призвание священника с призванием политического публициста? Почему его политическая публицистика переросла в сатирический роман, а сатирический роман в утопию? Странности как норма: путешествие Гулливера и путь Алисы в стране чудес.

Урок 3. Роман-путешествие
О чем и кому писал свои знаменитые письма Николай Михайлович Карамзин? Почему его за рассказ о путешествии за границу никто не преследовал, а его предшественник Радищев за «Путешествие из Петербурга в Москву» годом раньше отправился в Сибирь? И почему был недоволен Пушкин?

подробнее
1 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Александром Архангельским
рекомендуем для детей 13 - 15 лет

"Школа свободного чтения (7-8-е классы). Часть 1"

Урок 1. Одиссей — главный странник мировой литературы
Урок 2. Герои древнерусских хождений, от Иерусалима до Индии
Урок 3. «Мцыри»
Урок 4. «Властелин колец» Толкиена и традиции мировой литературы
Урок 5. «Ночь перед Рождеством» и другие сверхъестественные путешествия

Урок 1. Одиссей — главный странник мировой литературы
Узнаем о судьбе античного героя, поговорим о книгах, которые выросли из эпоса Гомера, составим первое представление о трех родах литературы: эпосе, лирике, драме.

Урок 2. Герои древнерусских хождений, от Иерусалима до Индии
Как паломники из Европы добирались в Палестину. Как добирались до Святой земли и как возвращались с чужбины, что делал во Святой земле игумен Даниил. Как Афанасий Никитин заблудился в пространстве и времени. И что общего между Михаилом Юрьевичем Лермонтовым и древнерусским монахом: стихотворение «Скажи мне, ветка Палестины?».

Урок 3. «Мцыри»
Прочитаем поэму Михаила Лермонтова «Мцыри» и постараемся понять, куда же убегает Мцыри из монастыря. А потом поставим рядом с этой поэмой детские сказки Чуковского… и поразимся. А чему именно и как наше изумление связано со стихотворным размером — узнаем во время урока.

Урок 4. «Властелин колец» Толкиена и традиции мировой литературы
Мы с удовольствием читаем книгу Толкиена, смотрим экранизацию (кстати, это не одно и то же!), играем в хоббитов, сражаемся с орками, и как-то забываем, что за этой книгой — вся мировая словесность, от волшебной сказки и рыцарского романа до баллады. Это очень лёгкая для восприятия и очень сложная по смыслу книга! 

Урок 5. «Ночь перед Рождеством» и другие сверхъестественные путешествия
Кто еще из героев русской литературы, помимо Гоголевского кузнеца Вакулы, путешествовал на чёрте? Где находится центр мира для героев Гоголя — в Петербурге, Запорожской сечи или в Диканьке? Почему зло пугает, а мы не боимся? И немножко теории литературы: что такое сюжет и как писатель его строит?

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ